Двукратный олимпийский чемпион вице-президент Всероссийской федерации плавания (ВФП) Денис Панкратов в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой рассказывает о том, как видит итоги работы ВФП в завершающемся олимпийском цикле, почему старается спокойно относиться к достижениям российских пловцов на Олимпиаде, верит ли в американское чудо и идею объединения федераций по водным видам спорта.
- Выборы в ВФП прошли на безальтернативной основе. Со стороны это воспринимается и будет восприниматься так: у пловцов двадцать лет нет золота, президент остался тот же. Вы как для себя соотносите результаты работы федерации и все происходившее на отчетно-выборной конференции?
- Для начала хочется сказать, что федерация не имеет своей основной задачей готовить сборную команду. Это только одна из задач. Людям непосвященным, которые не знают, что такое федерация, лучше открыть 329-й федеральный закон, где черным по белому написано, что в первую очередь федерация отвечает за развитие вида спорта в стране и спорт высших достижений является лишь одной из составляющих. На конференции было много докладов именно на тему развития вида спорта. Хвалиться в спорте высших достижений, наверное, есть чем, но простой зритель этого не оценит. Спорт высших достижений старались не трогать.
Сейчас каждый регион, каждый член федерации знает, что он вложил в достижение результата. После конференции все стало иначе смотреться, она заставила обернуться назад и вздохнуть с облегченной душой, ведь было сделано много, был проделан большой труд, и результаты впечатляющие. Развивается направление "Мастерс", мы приняли несколько крупнейших турниров, мы не потеряли, а даже укрепили свои позиции в международных институтах, развивается наш вид спорта в регионах, где картина улучшается с каждым годом, хотя есть сложности именно в этот период в нашей стране. Наверное, благодаря этому все единодушно сошлись в том, что этот период был скорее успешным, чем негативным.
Все привыкли судить федерацию по выступлению сборной, но, наверное, за нее в большей степени ответственны действующие тренеры национальной команды и спортсмены, для которых, поверьте, все было сделано. И если бы у нас были золотые медали, поверьте, это было бы абсолютно заслуженно. Медалей золотых нет, виновных не нашли, потому что для этого результата действительно было сделано все. А развитие плавания идет, перспективы есть. Конференция показала, что даже разногласий в стане федераций практически нет. Есть шероховатости, интересы различных регионов, но они пока не настолько несопоставимы, чтобы создавать разногласия внутри нашего коллектива.
Тренерский штаб
- Как отнеслись к решению рекомендовать Сергея Колмогорова на пост главного тренера?
- Мне сложно сказать, потому что на момент подачи заявлений большинство склонялись к тому, что он а) не единственный и б) с большой оговоркой можно говорить, что он лучший. Но для того чтобы быть главным тренером нужно этого хотеть, нужно хотя бы послать программу развития. Может быть, мы были бы готовы увидеть кого-то другого, но люди сами не захотели этого.
Колмогоров прошел последний олимпийский цикл, мне кажется, хлебнул всего и вся, кажется, хуже уже и быть не может. И он ринулся еще раз в эту же воду, других кандидатур просто не было. Это был безальтернативный выбор.
С открытой водой ситуация еще хуже. Два кандидата изначально не подходили под критерии, а третий снял свою кандидатуру. Никто не хочет возглавлять национальную команду - никто не хочет возглавлять команду, потому что есть проблемы. Вы же понимаете психологию нашей страны: если выиграл, то спортсмен, если проиграл, то главный тренер. Все "наелись", никто не хочет тратить лучшие годы своей жизни, чтобы потом быть оплеванным. И когда мы постоянно говорим, что у нас опять нет золота, от этого только меньше желающих работать с командой.
- Сделать одного тренера на две команды уже не вариант?
- Колмогоров не хочет. Я же говорю, здесь уже настолько затюкали нашу команду, которую я считаю одной из лучших в мире, что действующие тренеры не имеют амбиций и не хотят ее возглавлять. Никто даже из бывших спортсменов не хочет этого делать. Это самая удобная позиция - сидеть на берегу, сидеть на диване и критиковать того, кто работает. Я лично звонил ребятам и говорил: "Есть шанс стать главным тренером, напиши программу на трех листах, возглавь команду". Первая реакция: "Да, я подумаю", но потом отказывались.
- Затюкали ведь из-за отсутствия золота, или вы считаете, что тюкают по инерции?
- Из-за плохой журналистики. Есть журналистика, которая пытается разобраться, и та, что пытается быстрее всех крикнуть. В нашей стране пока побеждает вторая. Крикнул: "Держи вора!", а потом пускай разбираются. Понятно, что такая журналистика более динамичная, темы быстрее расходятся. Вдумчивая журналистика у нас сейчас на очень слабых позициях, она не коммерциализована, она свойственна для стран более зажиточных, где люди пишут из-за какой-то душевной боли, стремления к лучшему, общему единому смыслу жизни. У нас преобладает коммерческая журналистика, где нужны более резкие фразы, оценки, мнения, и, естественно, вообще проще всего обгадить.
Федерация плавания, у которой уже двадцать лет нет золотых медалей, в этом плане хорошая мишень. Команда большая, деньги большие, работа большая, один из самых важных видов спорта... Но золота нет, и, естественно, писать о каком-то маленьком виде спорта, который проштрафился, - это одно, а тюкнуть такой вид спорта, как плавание, очень даже приятно.
Мы все время являемся поводом для пинков. Даже наша плавательная журналистика - 5-8 человек, которые описывают, что происходит, уже развалилась на людей, которые устали ждать золота, и тех, кто пока готов мириться с таким состоянием дел. Все тяжелее и тяжелее рассказывать о том, что происходит, но даже тот факт, что кандидат в президенты в одном единственном лице, это не значит, что это монополия, это значит, что никто не хочет возглавлять эту федерацию. Это место, на котором ты вряд ли заработаешь денег, памятник при жизни даже не обсуждается, доброго слова не услышишь, а вот огрести по первое число и выслушать о себе огромный грязевой поток - это всегда пожалуйста.
Новый союз?
- Как относитесь к идее объединить водные виды в одну ассоциацию? Она периодически всплывает на поверхность.
- Эта идея не нова, но не само объединение страшно, а его последствия. Начнется ведь перетягивание каната. Если федерацию приватизируют успешные синхронистки, значит, что другие виды спорт не дополучат свое какое-то внимание и финансирование, а если плавание, то я прекрасно понимаю синхронисток. Почему они, успешные на протяжении стольких лет, должны идти на поклон неуспешному виду спорта?! Мы никогда не сможем сесть за стол переговоров и понять друг друга с ватерполистами, которые привыкли жить самостоятельно, ограничивать их нельзя. Ну а прыжки в воду, наверное, самый невостребованный из водных видов спорта, но и ему нужно внимание. Насильное объединение вряд ли принесет всем счастье.
- Опасно объединять федерации в условиях, когда общее количество положительных допинг-проб для общей дисквалификации останется прежним?
- Я не думаю, что это такая большая проблема. У ватерполистов допинг - это какой-то нонсенс, случается, но это, как правило, курьезы, на грани дебилизма. Самый страшный допинг, который может быть у синхронисток, - это фуросемид (диуретик), но думаю, что это тоже из разряда детского помешательства. Про допинг у прыгунов я, честно сказать, и не слышал. Но да, наверное, ни синхронистки, ни прыгуны, ни ватерполисты в этом плане тоже не захотят рисковать, находясь в одной лодке с пловцами. Но и у пловцов тоже не так много дисквалификаций. Это единичные люди, которые где-то в регионах попали под воздействие и их убедили, что без допинга невозможно. И из-за таких единичных случаев все усилия федерации идут насмарку.
Американское чудо
- То есть вы считаете, что надо просто спокойнее воспринимать результаты в плавании?
- Хорошо. Давайте делить плавание российское на несколько частей. Детское плавание. Много ли детей занимается плаванием? Огромное количество. Больше, чем раньше? Да. Лучше? Да. Во многих городах действует всеобуч. Далее работа ДЮСШ. Апофеозом этой работы является "Веселый дельфин" и первенство Европы. На протяжении последних 10-15 лет нам нет там равных. Прекрасная работа. Дальше начинается работа в сборной. Если мы начинаем сравнивать себя с американцами, хвастаться нечем. Если мы сравниваем себя с любой другой командой Европы и даже с Австралией, мы выглядим неплохо. А еще стоит покопаться, почему американцы выигрывают.
Иногда я сам рассказываю, почему они выигрывают так много, но даже мне мои доводы неубедительны, слишком уж вычурное преимущество у них перед всем миром. Я тренировался в Америке, и когда я был чемпионом юношеской Европы, мне мои местные сверстники в подметки не годились, они десятой части того, что мы делали, выполнить не могли. Как потом из этих гадких утят вырастают чемпионы? У меня есть вопросы. Я не верю, что человек, который совсем недавно не попадал в десятку на уровне сборной, становится олимпийским чемпионом. Я верю в чудеса, но не каждый год. Не хочу ни в чем обвинять, но и я не считаю, что мы бездари сумасшедшие. Мы можем, Олимпиада показала, что у нас есть медали, пусть не золотые. Причем каждый из наших медальных заплывов мог закончиться золотом. Абсолютно каждый. И будь у нас эти четыре золотые медали, что бы мы говорили? Кричали бы, что 4 года были блистательные? Да одинаковые, что с золотом, что просто с четырьмя медалями.
А немцы? А французы с чем из Рио вернулись на фоне их достижений в Лондоне? Это что, провал? Это что, они не работали эти четыре года? Да нет, конечно. Просто попали под пресс венгров, Америки на своих дистанциях.
В нашем виде спорта сейчас решают звезды. За кого бы ни выступала (венгерка) Катинка Хошсу, эта страна будет выигрывать, появилась (шведка) Сара Шёстрём - забудьте о существовании четырех дистанций. Есть (американец) Майкл Фелпс - шесть дистанций отдайте ему, не Америке, ему. (Южноафриканец) Чэд ле Кло? Про две дистанции не вспоминайте. Это не то, как это было раньше, когда сборные ГДР и СССР мерились медалями. Не так. У нас сейчас выигрывают звезды, персоналии. Вот у (американки) Мелиссы Франклин не было в Рио индивидуальных золотых медалей. Ну что она плохо работала? Просто возраст, просто подросли соперники. Вот так и мы, просто попали под пресс на своих дистанциях.
Источник: Вероника Гибадиева / Р-Спорт
http://rsport.ru/interview/20161111/1112105353.html