Советы родителям юных пловцов от профессора Олега Игоревича Попова, заведующего кафедрой плавания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
– Берусь утверждать совершенно определенно: все совмещается самым гармоничным образом, если есть такая цель, – уверен профессор Попов. – Главное, чтобы на эту цель вместе с юными спортсменами работали и тренер, и родители, и помогали педагоги в школе. Конечно, про специализированные школы или классы, где все подчинено подготовке будущих чемпионов, отдельный разговор. Там свой распорядок дня, где сочетаются уроки, тренировки и отдых в давно выверенных пропорциях.
Однако даже если ваше чадо находится только на пути к такому специализированному заведению, есть возможность и в домашних условиях выстроить режим, который позволит юному пловцу выполнять в полном объеме планы тренера без ущерба для учебы. Но для этого любящим родителям надо ответить себе на главный вопрос: вы действительно хотите, чтобы ваш сын или дочь достигли в спорте вершин? Тогда будьте готовы к ряду важных решений.
ПЕРВОЕ: вы понимаете, что учеба – не только досадная помеха на пути к рекордам, но и необходимое условие. «Хорошая голова пловцу нужна не меньше, чем «проработанные» мышцы», – говаривал один известный тренер, возглавлявший сборную нашей страны. И не только говорил, но и приглашал на тренировочные сборы опытных педагогов, учителей математики или литературы, чтобы его воспитанники не отстали в учебе от сверстников.
ВТОРОЕ: профессиональное плавание – слишком требовательная и ревнивая сфера деятельности, чтобы сочетать ее с математической школой или, скажем, с серьезными занятиями музыкой. Одно дело – успевать в школьных дисциплинах, другое – требовать от чада рекордов в бассейне и лавров пианиста Мацуева. Гении случаются, но не факт, что это произошло в вашей семье. Так что не требуйте от ребенка невозможного.
ТРЕТЬЕ: старайтесь с самого начала научить ребенка уважительно относиться к времени. И здесь очень важен родительский пример. Скажем, пустопорожние сидения отца семейства у телевизора или перед компьютером плохо сочетаются с назидательными призывами к чаду больше работать над собой. Если в семье сами взрослые умеют ценить каждую минуту, то установление правильного распорядка дня – не такая уж сложная задача. Причем это имеет отношение не только к педагогике, но и к результатам на дорожке: например, правильное питание, полноценный отдых... И, конечно, будьте готовы в чем-то пойти на уступки – скажем, освободить юного спортсмена от ряда домашних обязанностей.
ЧЕТВЕРТОЕ: вникайте в школьные дела своего дитяти, не отделывайтесь дежурным просмотром оценок в дневнике. Чем лучше вы представляете, в каких предметах и темах «хромает» наш ученик, тем легче поправить ситуацию.
ПЯТОЕ – и главное: все ваши совместные усилия с лихвой окупятся. Ибо спорт не только требователен, но и справедлив, – заключает Олег Игоревич. Справедлив? Возможно. Но сколько же трудов и самоограничений потребуется, пока эта справедливость восторжествует! Как-то довелось услышать: "у любого большого пловца, считайте, детства не было – только бассейн и будет потом всю жизнь вспоминаться..." И с этим я абсолютно не согласен. Некоторые почему-то считают, что спорт – это прежде всего тяжкая повинность. Но откуда бы тогда брались чемпионы? Что они, все – чудаки, добровольно выбравшие для себя каторгу? В том-то и дело, что спорт дарит даже начинающему столько самых ярких эмоций, так остро влияет на характер, что человек с радостью погружается в этот мир. Где в сконцентрированном виде соседствуют надежды, разочарования, преодоление, товарищество и еще масса необходимых человеку чувств. Лучшей школы жизни, чем эта, себе и представить трудно. Что касается баланса между тренировками и учебой, то не забывайте про одно важное обстоятельство: спорт – прекрасный педагог. Как правило, пловцы трудолюбивы, выдержаны, нацелены на результат, умеют собираться в трудную минуту. А теперь ответьте: разве эти качества не нужны школьнику в учебе? Вот вам и ответ про золотую середину...
Текст: Владимир САНИН
Рисунок: Павел ЕРМАКОВ
Полную версию статьи читайте в журнале ВФП "Плавание" №4/2012 (14)