Психологический практикум от психолога сборной команды России по плаванию Валерии Сохликовой.
Часто мы застреваем у кассы в супермаркете, пытаясь выбрать между шоколадным и ванильным йогуртами, хотя речь идет всего лишь о молочном напитке.
Если же приходится делать выбор между двумя важными целями, дилемма почти неразрешима. Обе цели очень привлекательны и значимы для вас, и кажется, что нужно добиваться их именно сейчас и обеих сразу. В итоге вы оказываетесь в положении буриданова осла, который голодный вышел на лужайку с двумя одинаковыми вязанками сена и, не найдя оснований для предпочтения, так и умер с голоду. Или порой у вас возникает ощущение: «Мне не под силу достичь желаемого», – и вы бросаете, даже не начав. Или, наоборот, никакая цель или задача для вас не становится достаточно хорошей, и вы продолжаете поиск все новых и новых идей и задач, перебирая одну за другой, не обращая внимания на истинные потребности…
Если вам знакома хотя бы одна из описанных ситуаций, попробуйте использовать стратегию творчества Уолта Диснея, описанную Робертом Дилтсом как модель конструирования цели. Кто такой Уолт Дисней, знают все. Это основатель знаменитой компании WaltDisneyProductions, отец Микки Мауса, создатель знаменитых мультфильмов, таких как «Золушка», «Спящая красавица», «101 далматинец» и многих других. Говорят, что, создавая свои фильмы, он уходил в полет фантазии, придумывал необыкновенные повороты в сюжетах, творил, полностью раскрепощая свое сознание. Он сам перевоплощался в каждого персонажа фильма, проживая вместе с ним все перипетии от начала до конца истории. Вообразив все это, Уолт Дисней подходил к созданию самого фильма уже с другой позиции, с позиции реалиста. Как заправский бухгалтер, он расписывал пошаговый план производства на киностудии, какие потребуются затраты, ресурсы, время. В общем, что нужно сделать, чтобы от мечты перейти к реальному действию. Но не останавливался и на этом. Чтобы его проект становился успешным, он включал в себе критика, который как придирчивый зритель указывал, что ему (зрителю) понравится и будет интересным, а после чего он покинул бы кинотеатр.
Это была его собственная стратегия достижения цели, которую можно описать следующими словами – мечтай, критикуй, воплощай! Такую стратегию называют творческой, и ее можно применять для идей, связанных с любой сферой деятельности, в том числе она отлично работает и в спорте.
Итак, данная методика объединяет три стиля мышления и направлена на создание уникального поэтапного плана достижения желаемой и привлекательной мечты. Главным смыслом такой творческой работы является появление целей, которые начинают организовывать вас и, кроме того, направляют и активизируют внутреннюю энергию так, что ваша жизнь становится наполненной смыслом и удовольствием. Для того чтобы начать работать, необходимо запастись тремя листами бумаги и написать на них позиции для перевоплощения в образы мечтателя, реалиста и критика. После этого разложите эти листы в пространстве, может быть, на полу или, если для вас будет удобнее выполнять задания сидя, перемещаясь с одного стула на другой, поставьте три стула на расстоянии друг от друга. Для более полного слияния с образом возьмите подходящие атрибуты, например, для мечтателя – легкую косынку, для реалиста – очки, для критика – ручку с пером.
ПОЗИЦИЯ МЕЧТАТЕЛЬ. Настройтесь на образ мечтателя, повторите его позу, выражение лица, взгляд. Позвольте воображению занять место мышления. И ответьте на вопросы: какая у меня самая желанная, заветная мечта? какая идея наиболее привлекательна для меня сейчас? Попробуйте из этого сформулировать конкретную цель в позитивном образе. Возможно, вам потребуются нестандартные подходы и дерзновенные решения. Запишите то, что получилось.
ПОЗИЦИЯ РЕАЛИСТ.Ваше креативное начало помогло родиться привлекательной цели. Теперь перейдите к образу реалиста, человека, который умеет правильно учитывать условия реальной действительности, умеет работать с временными рамками, знает все возможности и ресурсы. Составьте поэтапный план воплощения той первоначальной мечты-цели, трансформируйте ее в реальные действия. Разбейте на конкретные задачи и пункты. Внимательно распределите свои функции на каждом этапе. И еще раз четко проанализируйте как позитивные, так и негативные стороны вашего плана.
ПОЗИЦИЯ КРИТИК. Теперь у вас есть не только определенная цель, но и четкий план действий. На этом этапе нужен фильтр для очистки идеи от лишнего мусора. И это невозможно сделать без критики. Необходимы критический анализ, оценка и суждение выдвинутого проекта. Постарайтесь посмотреть на поставленную цель, на созданный план глазами позитивного критика, человека, больше похожего на риск-менеджера, чем на злобного ругателя. Его задача сделать план более надежным, а цель – практически достижимой. Для этого он рассчитывает возможные риски и предотвращает возможные проблемы. Внесите необходимые поправки и корректируйте то, что необходимо. Можете ли вы уверенно сказать: «Теперь я твердо знаю, что такой план будет реализован»? Стала ли мечта более ясной и притягательной? Понятен ли первый шаг, с которого нужно начать? Если вы уверенно говорите «да» по всем трем позициям, следовательно, вы имеете полное знание о том, что и как следует делать, чтобы получить плоды от реализации той самой заветной мечты. Необходимо только интегрировать все три позиции, объединить три стиля мышления в единое целое. В конце запишите все, что получилось. И вот у вас готово руководство к действию. Вперед!
Источник: газета ВФП "Плавание для всех" №25/2015