Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани уже позади, впереди - первенство мира в Сингапуре. Самое время задаться вопросом, кто, где и как готовит резерв для российской сборной по плаванию, почему для тренеров Волгоград стал манной небесной, почему не стоит посыпать голову пеплом после домашнего чемпионата мира и по какой причине тренеры так боятся, что свернут их программу "Я стану чемпионом".
То, что доносится до министра спорта из разряда "все заслуги юношеского плавания - это заслуги регионов", это неправда. В советских пособиях по подготовке спортсменов четко написано, сколько должен проводить времени спортсмен на суше и на воде, ну а если приехать в любой бассейн, например, Санкт-Петербурга, то можно понять, что это уж точно не соответствует тому, что сейчас у нас есть в программе спортивной школы, утвержденной министерством.
К нам тут приехали венгры, а венгры плывут очень прилично, так вот, они рассказывают, что они тренируются с 6 часов утра. А у нас по закону мы не можем раньше 8 часов завести ребенка в бассейн, в 9 часов у него школа. Как мы вырастим пловца? Вот эта молодежь, воспитанная в программе подготовки резерва, те, кто выступал в Баку, они, конечно, создадут костяк команды, и на самом деле многие понимают, что резерв уже выращен, и скоро пойдут результаты. Еще лет пять-шесть все прикрыто, а что будет дальше, если у нас не будет централизованной программы подготовки резерва, неизвестно.
А ведь еще у нас в руководстве на спортивных объектах, в бассейнах, работают люди, которые вообще ничего не понимают ни в системе подготовки, ни в нуждах по части этой системы, ни в тренерском деле. Вплоть до того доходит, что пропуск магнитный у ребенка заряжен строго на полтора часа тренировки, а то, что ему еще нужно в зал, нужно размяться, переодеться, это вообще никого не интересует.
Кроме этого, в регионах нет условий - ни мощностей, ни времени тренировочной работы, ни зарплатного фонда. Вот почему программа "Я стану чемпионом" и Волгоград для многих манна небесная. Дети там получают все условия, и не только дети, а тренеры, которые проходят там обучение. Потому что для начинающих специалистов информационное поле закрыто, его нет.
***
Если вы хотите поговорить о медалях в Казани, то, учитывая тон, в котором ведутся беседы применительно к нашему плаванию, можно также начать призывать к закрытию всех иностранных федераций по синхронному плаванию, раз уж наши синхронистки взяли столько золотых медалей и им не было равных. Ну а глядя на то, что китайцы перепрыгивают всех, то можно и федерации по прыжкам в воду во всех остальных странах закрыть.
А можно просто подойти к этому разумно и проанализировать то, как проходил квалификационный чемпионат России. Там от 50 до 70% людей, стартовавших в финалах, прошли программу подготовки резерва, они будут в следующие пять-шесть лет решать вопрос по медалям для сборной. Недавно он был двадцатым, сейчас уже восьмой, через год может быть третьим, а еще через два года может быть и первым. Другое дело, что есть те, кто получили максимально возможные условия подготовки от государства и в течение нескольких лет не могут решить вопрос медалей, в то время пока растет молодежь.
Что касается высказываний спортсменки, пусть великой, но я подчеркиваю, спортсменки, относительно руководства федерации, методики подготовки, то это не ее вопрос. Любое ее пожелание со стороны федерации будет выполнено, но пусть тогда партнеры по команде объяснят ей, почему раньше человек плыл 1 минуту 45 секунд, а теперь плывет 1 минуту 47 секунд, готовясь в Америке. И пусть они посмотрят, как растет молодежь и с какими результатами проплыли в Баку эстафету 4 по 200 метров ребята, взяв там золотые медали. У нас есть люди, которые готовы прийти им на смену, и они выросли в вышеназванной программе, а если бы они остались дома, в регионах, не было бы у них такого прогресса в результатах. А они все собраны, все раскатаны, все обучены.
Наша команда в Казани состояла из трех частей. Первая часть - юниорская, которая должна была проходить в полуфиналы/финалы, им предстоит через год решать вопрос по результату. Вторая часть - настроенная на финалы, на эстафеты, такие люди, как Виталина Симонова, например, или Виктория Андреева, без них просто никак. А третья группа - элитная, которая должна решать медальные вопросы и этого не делает, кроме того, не прогрессирует в своих результатах, тренируясь при этом за рубежом. Может быть, с этим нужно разбираться?
А покушаться на выстроенную систему подготовки резерва, подготовку тренеров - это просто рейдерский захват, отнять у людей то, над чем люди столько лет работали. Все эти чупковы, тарасевичи, рыловы - это плавательное предприятие, которое собираются захватить. Я вас уверяю, эти люди по-любому поплывут, осталось только подождать.
Ну а прямо сейчас, возвращаясь к разговору о подготовке и условиях в регионах, могу сказать, что в Санкт-Петербурге не заложены в бюджет сборы команды. Если бы я не имел возможность подключаться к программе, у меня вообще ничто бы не плыло. Это такая ситуация сегодня. Тем временем, у меня Елисей Степанов в Баку проплыл в эстафете на уровне Никиты Лобинцева, и если сейчас у него не будет ни одного сбора, никакой подготовки, он закончит плавать. Мы просто потеряем человека уровня первой сборной в перспективе.
Кроме этого, для тех, кто любит рассуждать о результатах, есть элементарные законы диалектики. Перехода количественных изменений в качественные никто не отменял. Пока у нас восемь человек не поплыли по 54 секунды в финале, у нас не появилось двух человек, которые плывут по 53 дистанцию 100 метров на спине, что дало возможность взять медаль в Казани на дистанции 200 метров на спине. Когда у нас появится восемь человек, которые поплыву по 53 секунды в финале эту дистанцию, у нас будут другие результаты в финале. Это законы диалектики. К тому же плавание стало возрастным видом спорта. Никто ведь не скажет, что Райан Лохте или Сара Шестрем юниоры или начинающие спортсмены. Может быть, стоит дать нашей молодежи подрасти?
Плавание - это давно уже не ранний вид спорта по возрасту, есть исключения, да, но они лишь подтверждают правило. К тому же вы видели плотность результатов? Она невероятная, поэтому наш спортсмен с отставанием в одну сотую от призового места не хуже, чем тот, кто опередил его на этот раз. Это означает, что в следующий раз он может проплыть лучше конкурентов, и для этого нужно работать. Это для любителей говорить исключительно про медали. Хотя мне иногда вообще кажется, что люди не понимают, что имеют. Кстати, пусть они сравнят, как те же самые спортсмены плыли на чемпионате Европы в Берлине год назад и сейчас в Казани и сделают соответствующие выводы. Очень будет показательно.
А еще обидно слушать, когда говорит комментатор: "Вот этот спортсмен тренируется в США у Дэвида Сало, и вот этот, и вот этот". А я знаю этих спортсменов много лет, и большинство из них, тренируясь у Сало, не улучшили свой результат. То есть наши русские тренеры вложили такую базу, что они все эти годы еще как-то держатся. Поэтому хотелось бы услышать от комментатора что-то вроде: "Вот этот спортсмен тренировался у отечественного специалиста Валерия Шевелева, стал призером чемпионата мира и призером Олимпийских игр, а потом уехал в США к тренеру Сало и с тех пор не может улучшить свой результат". Вот только так, блин, почему-то никто не говорит.
Наталья Романова, НОСДЮСШОР "Дельфин", Нижний Новгород
У регионов нет возможности организовать сборы, там нет условий. Это касается даже графика работы бассейнов. В выходные они не работают, в праздники они не работают, летом они не работают - вода сливается, и бассейн стоит без воды до сентября. Чемпионат Европы при этом в декабре, в ноябре на него отбор - попробуйте подготовьтесь!
Нам в таком случае говорят: идите в душ и готовьтесь или на речке плавайте, - добавляют тренер Ирины Приходько Татьяна Алифашкина и Гульнара Гарипова, тренер Эрнеста Максумова.
Лидия Капкова, старший тренер юношеской сборной России
Иногда складывается впечатление, что у нас спортсмены образуются с Луны, оттуда они в сборной, по мнению многих, берутся. Но ведь это не так, это большой труд и огромная система подготовки. Мы в этом году решали сразу несколько задач: были и Игры в Баку, будет первенство мира, и мы отправили в первую сборную на чемпионат мира в Казань ряд сильнейших спортсменов. У нас (Даниил) Пахомов плыл в эстафете, которая осталась без медали в Казани, и улучшал свой результат от полуфинала к финалу, а ему еще год быть в юниорах. Собственно говоря, свою задачу в Баку он выполнил и сейчас встал в первую сборную и сделал все что мог. Но возникает вопрос, почему, например, такой признанный лидер сборной, как (Александр) Сухоруков с таким временем плывет в эстафете.
Я стояла у истоков программы по подготовке резерва. Когда начали проводить круглые столы, даже я, человек с большим опытом - у меня спортсмен Данила Изотов стал призером Олимпийских игр - многое почерпнула и потом делилась тем, что узнала, у себя в регионе с другими специалистами. Тренер Владимир Авдеев, например, по его собственному признанию, узнал очень многое, и это помогло в подготовке Арины Опенышевой. Можно относиться как угодно к Виктору Борисовичу Авдиенко, но кто бы и что ни говорил, он самый квалифицированный отечественный специалист - пусть кто-то пойдет и повторит то, что он сделал, добьется со своими спортсменами таких же результатов.
Что касается работы в регионах, то когда я приезжаю в Новоуральск, оттуда, кстати, Лобинцев и Изотов, тренеры падают мне на грудь и плачут, потому что дети хотят плавать, а никаких возможностей для этого нет. С шести утра плавать не дают - всю жизнь все плавали, обходилось без патологий, а сейчас это все запретили. Сделали на месте тренировочных бассейнов фитнес-залы, где нет ничего для нормальной подготовки, и тренер мне жалуется, говорит: "Ребенок хочет работать, смотрит мне в глаза, а мне не дают, говорят после 8 часов приходи, а он уже в это время в школе сидит".
Могу сказать, что в свое время вытащила Данилу Изотова только благодаря тому, что он учился во вторую смену, нам дали дорожку и зал с утра. Если бы этого не было... Да, он, наверное, все равно бы показал, на что способен, очень талантливый спортсмен, но этот прорыв в результатах случился бы намного позже, и хватило ли бы у него мотивации остаться, тот еще вопрос.
И вообще, я вам так скажу, тренерская работа - это болезнь, а не профессия. Люди получают по 8 тысяч рублей, но остаются, не имея уверенности в том, что спортсмен выйдет на высший уровень. Эти люди бросают все ради своего "заболевания", взращивают у спортсменов здоровые амбиции и отдают всех себя в этой профессии. Стегать в таких условиях тренеров, так они вообще все уйдут в фитнес-центры работать, и всё. Молодежи в нашей профессии по нынешним временам вообще не найти. Если кто молодой появляется, нужно хвататься за него и беречь. Вот какая ситуация сейчас.
Одно могу сказать: если лишимся программы по подготовке резерва и возложим все на регионы, то можно вообще забыть о том, что у нас будет какой-то прогресс в ближайшие олимпийские циклы.
Источник: http://kazan2015.rsport.ru/kazan2015_analy…/…/854297999.html