Олимпийский чемпион по плаванию из ЮАР Чэд ле Кло вернулся с предолимпийского чемпионата мира в Казани с двумя медалями - золотой на 100 м баттерфляем и с серебряной на 200 м. Посол официального хронометриста чемпионата Omega ле Кло рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Елене Соболь о том, чего ожидает от возвращения на международный уровень титулованного американца Майкла Фелпса, на каких дистанциях попробует выступить в Рио-де-Жанейро, а также о том, почему не расстроен серебром на 200-метровке в Казани, на которой он оставался непобедимым с Лондона-2012.
Рад, что проиграл в Казани, а не в Рио
- Подводя итоги чемпионата мира, можете сказать, что вы довольны двумя медалями? Или все-таки хотели большего?
- Честно говоря, довольно смешанные эмоции после этого чемпионата мира. Потому что были 50 м баттерфляем, где я не квалифицировался в финал, и 200 м вольным стилем, где занял шестое место. Но эти дистанции нужны были для того, чтобы получить удовольствие от выступления, бросить вызов ребятам, которые будут бороться за медали. Насчет 200 м кролем все же немного разочарован, хотел быть поближе к победителю. Все-таки 1 минута 46 секунд это многовато, рассчитывал хотя бы на 1,45, но на самом деле это не то чтобы большая проблема в данный момент.
Дистанция 200 м баттерфляем была для меня действительно замечательной, с одной стороны. Я улучшил свой личный рекорд больше чем на полсекунды. Для меня было важно показать такую неплохую скорость. Конечно, и немного разочарования было - я не ожидал, что проиграю золото, был немного шокирован. Хорошо, что проиграл именно Ласло Чеху, он чемпион мира, достойный соперник и потрясающий пловец вот уже на протяжении многих лет.
- Это самое большое разочарование чемпионата?
- Да, конечно, самое большое. Я чувствовал, что должен выиграть 200 м баттерфляем, я был очень уверен в себе перед стартом и находился в прекрасной физической форме. Все тренировки перед чемпионатом прошли действительно хорошо. Так скажу: если бы я проплыл эту дистанцию еще раз, я бы сделал это совсем по-другому тактически, понимаете? Я был шокирован, Ласло показал очень хороший результат. А ведь я не проигрывал 200 м баттерфляем с самой Олимпиады в Лондоне. Ни разу за эти три года! Вышел из бассейна и подумал: вот только что это и случилось... Это было неожиданно, у меня еще никогда прежде не было таких ощущений.
- Возможно, это поражение - хорошая мотивация на будущее... Гораздо неприятнее было бы проиграть 200 м в первый раз после Лондона в следующем году в Рио.
- Безусловно! Мы говорили с тренером, и пришли к мнению, что это очень здорово, что я стал вторым, что проиграл золото в Казани. Теперь я куда больше мотивирован, я понял, каково это – проигрывать свою главную дистанцию. Это урок, который преподнесла мне судьба. Пусть я лучше выучу его в этом году, чем в следующем.
- Будете продолжать выступать на дистанциях вольным стилем?
- Да, конечно. Например, в этом году я буду заявляться на кролевые дистанции на этапах Кубка мира, буду смотреть на свои успехи в этих заплывах, на свое время. Если я не смогу плыть 200 м, скажем, за 1.45,0, тогда это не будет стоить того, чтобы выступать. В ином случае буду бороться за медали. Все будет зависеть именно от этого.
На самом деле я много работаю над кролем, над комплексом. Мои тренировки не меняются от того, выступаю ли я на дистанциях вольным стилем или нет. Возможно, просто надо серьезнее сфокусироваться на технике и других важных деталях.
- На каких дистанциях предполагаете выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро?
- Это будет зависеть от итогов выступлений на этапах Кубка мира и плавания комплексом. Я баттерфляй тренирую довольно давно, это все-таки мой профиль, а вот что касается комплекса, там у меня немного хромает брасс. Скажем так, он выглядит не лучшим образом в данный момент. Очевидно, что на Играх основным будет баттерфляй 100 и 200 м. Может быть, поплыву 200 м кролем и даже 100 м кролем. В прошлом году на сотне у меня было 48,3 секунды на Играх Содружества, то есть, если будет результат в районе 47,9, тогда можно будет всерьез задуматься. Но на данный момент в этом есть небольшая проблема, потому что по расписанию ровно в этот же день будет заплыв на 200 м баттерфляем. Будет сложно выступить на обеих дистанциях хорошо.
Лучший сезон за все время
-Какие планы насчет этапов Кубка мира? После первого старта в Москве в каких примете участие?
- После Москвы лечу в Париж (Шартр), также собираюсь выступить в заключительных двух - Дубае и Дохе. Не уверен пока насчет второго кластера (Гонконг, Пекин, Сингапур), это будет зависеть от моих тренировок. Очевидно, что пришло время усиленно работать.
- Как вам идея провести эти соревнования не на короткой воде, а в 50-метровом бассейне в преддверии Игр?
- Думаю, что в этом году это просто идеальный вариант, это поможет нам в подготовке к Играм в Рио. Но я надеюсь, что потом все-таки турнир вернут обратно в 25-метровый бассейн. Потому что на короткой воде ты можешь плавать гораздо больше дистанций, например, 400 комплексом и 200 баттерфляем в один день. Сложно, конечно, для многих, но на длинной воде это было бы практически невозможно. Короткая вода немного легче дается.
- Кажется, что лично вам 25-метровый бассейн ближе.
- Да! (Смеется). Думаю, что короткая вода просто прекрасна! Мне кажется, и зрителям она больше по душе. Но и длинная, конечно, мне тоже нравится. Как я уже сказал, это для нас прекрасная возможность включить старты в свою подготовку к олимпийскому турниру.
- Показалось, что этой зимой вы сделали большой упор на выступления в коротком бассейне, после чего сильно устали…
- Нет, я бы не сказал так. Готовился к длинной воде, как и всегда. В январе мы обычно начинаем подготовку к лету, переходим в 50-метровый бассейн. По сравнению с прошлыми сезонами ничего особо не поменялось. Мы знали, что должны сделать, у нас был календарь стартов, на которых я должен был выступить, и мы его придерживались. Мой тренер Грэм Хилл планирует все это заранее. Конечно, после короткой воды я чувствовал некоторую усталость, особенно после чемпионата мира в Дохе, там последняя дистанция 200 м баттерфляем далась мне тяжело физически. Но в этот сезон длинной воды я пришел с действительно хорошей подготовкой за спиной. Думаю, что это мой лучший год в карьере. Для меня однозначно 2015-й был лучше, чем прошлый и позапрошлый, особенно в тренировках, как земля и небо. И я очень рад этому.
Знаю, что могу выиграть в Рио все дистанции
- Майкл Фелпс не приехал в Казань, но показал очень быстрые секунды на национальном чемпионате. В Лондоне вы выиграли у него на 200 м баттерфляем. Что чувствует человек, в один прекрасный день обыгравший самого Фелпса?
- Тогда я был невероятно взбудоражен, думаю, это было большое событие не только для меня, но и для всего плавания в целом. Это был момент, когда все были потрясены этим.
- Когда-нибудь мечтали, что однажды сможете выиграть у Фелпса?
- Да, и тогда это были просто какая-то нереальная, сумасшедшая идея. Я сам родился в небольшом городе Южной Африки в самой обычной семье, в нашей стране никто особо не знал про плавание. Ситуация изменилась после Лондона-2012. Я думаю, что могу по праву гордиться тем, что сделал я, что сделал Кэмерон Ван дер Бург, что моя команда сделала для того, чтобы я стал тем, кем являюсь. Я начинал с маленьких шагов, чтобы стать лучшим в мире, выступать вместе с Фелпсом было моей мечтой, когда я был ребенком. И вот в Лондоне это случилось, а в Рио это продолжится. Я очень-очень счастливый парень на самом деле.
Мне кажется, сейчас нас ждут самые необыкновенные Олимпийские игры за все время. В преддверии Рио чувствую, что я в великолепной форме. Я очень усердно работал весь этот год, и теперь у меня впереди еще есть 11 месяцев, чтобы должным образом подготовиться к старту. Я хочу еще раз посоревноваться с Фелпсом, да и со всеми остальными ребятами на глазах у всего мира.
- Как считаете, какие дистанции можете выиграть на Олимпийских играх в Рио вы, а какие - Майкл Фелпс?
- Ха-ха-ха! Знаете, ну, это легкий вопрос для меня! Конечно, говорю с уважением к Фелпсу и всем соперникам, но верю, что могу выиграть любой заплыв, в котором приму участие. Например, 200 м вольным стилем, 100 и 200 м баттерфляем. Я верю, что смогу победить на этих дистанциях в следующем году (в Рио).
- Иными словами, у Майкла нет шансов?
- Нет, не совсем так. Смотрите: шансы есть у каждого. Например, до чемпионата мира я говорил, что могу взять в Казани два-три золота. Или два-три серебра, две-три бронзы. Так могло быть. Если бы я сделал ошибки на старте, на поворотах и финише на стометровке, мог бы быть вторым на этой дистанции. Все случается. Я говорю лишь о том, что я верю, что могу выиграть каждую из дистанций. Это не значит, что так и будет, есть вариант, что кто-то может выиграть и у меня, и у Майкла, и мы останемся вторым и третьим. Нельзя же сказать, что есть только я и Майкл Фелпс, это не так. Но в своей голове я знаю, кто я такой и что я умею. И могу точно сказать, что я очень уверен в себе.
Чех, Коротышкин и красивые девушки
- Вернемся к вашему "обидчику" на 200 м баттерфляем в Казани. Ласло Чех в прошлом успешно выступал в комплексе, а теперь весьма неплох в баттерфляе.
- Да, это круто!
- Не правда ли, поразительно?
- Абсолютно точно! Ласло великий чемпион, может быть, не сейчас, но в прошлом - однозначно! Думаю, что он заслужил такое уважение за все те годы, что успешно выступал на международной арене. Уверен, что Ласло будет бороться за медали на Играх-2016. Думаю, что он будет на пьедестале, скорее всего, не только на 100 и 200 м баттерфляем, но также и в комплексе.
- Не могу не спросить про Евгения Коротышкина, с которым вы вместе стояли на второй ступени пьедестала в Лондоне после 100 м баттерфляем.
- Я видел его совсем недавно в Казани. Я уверен, что вы, россияне, очень гордитесь им! Потому что то, что он сделал в Лондоне, было просто невероятно! Он завоевал медаль неожиданно для многих. Мы очень много все волнуемся по поводу следующего года. Он очень поддержал меня, когда мы здесь недавно общались. Коротышкин - рекордсмен мира на короткой воде, у него за плечами великолепная карьера, я был рад увидеть его здесь.
- Он еще не закончил карьеру, хотя и не выступил в Казани. Интересно, что он легко показал результат 25,09 секунды на 50 м баттерфляем в медиазаплыве Omega во время чемпионата.
- Ого! Ничего себе! Идея просто отличная.
- Коротышкин, кстати, однажды признался, что начал плавать баттерфляем для того, чтобы нравиться девушкам. У вас какая была мотивация?
- Ха-ха, серьезно? О, это круто! У меня, конечно, история совсем не такая. Изначально я был брассистом, а потом получил травму в 16 лет, и перешел в баттерфляй. В то же время это само по себе было моей целью, я хотел выиграть медали, это вдохновляло меня попробовать себя в баттерфляе. И я начал плавать...
- И что, больше никаких особенных причин?
- Нет-нет! Обычно кручу головой в разные стороны после финиша, смотрю на трибуны. Так много прекрасных девушек вокруг! В России, кстати, действительно очень красивые девушки.
Отец всегда был со мной
- Ваш отец Берт ле Кло так искренне и эмоционально поддерживал вас на этом чемпионате, на экране показывали одновременно ваш заплыв и его эмоции в каждый момент. Это было просто невероятно! Он всегда находится с вами на соревнованиях?
- О, да, папа всегда очень поддерживал меня – с самого раннего возраста. Он всегда был на трибунах, и когда я выступал в детстве на своих первых стартах, и в Лондоне, когда я стал олимпийским чемпионом. Для него нет разницы, что это за ранг соревнований, он всегда поддерживает меня одинаково сильно. Если я проигрываю и если я побеждаю. Мне очень повезло с моим папой.
- Что он говорит, когда вы выигрываете и когда проигрываете?
- Когда побеждаю, он обычно говорит очень мало, ведь он очень счастлив за меня. Гораздо важнее то, как он поддерживает меня после поражений. Этот момент обычно показывает истинную суть людей. Это говорит о том, как мой отец относится ко мне. Мне не нужен никто, когда я выигрываю, потому что в этот момент все рядом со мной. Когда я проигрываю, это тот момент, когда мой папа нужен мне больше всего. И это то, что делает его самым потрясающим отцом на свете. Не когда я первый, а когда я второй.
- Что же он все-таки говорит после поражений? Например, на этом чемпионате мира.
- После моего второго места на 200 м баттерфляем, например, он сказал, что гордится мной. Он сказал: сынок, ты номер два среди трех миллиардов людей! И он прав, знаете. В этой ситуации стыдиться нечего. Я думал, что папа очень расстроится (из-за серебряной медали), но он не был разочарован! Он знал, что дело не в том, что я провел недостаточно работы, а в том, что это просто был неудачный заплыв. Он видел, что благодаря этому я смогу сделать еще один шаг вперед.
- Помните первый раз, когда ваш отец впервые побывал на соревнованиях?
- В первый раз? Мне кажется, это было в 2002-м в Кейптауне, мне было десять. Мы приехали с мамой и папой на мой первый чемпионат. И с тех пор всегда, всегда родители ездили со мной. Все в ЮАР знают моего главного болельщика - папу - уже давно, это случилось задолго до того, как я стал олимпийским чемпионом. Он поедет со мной и на все этапы Кубка мира, и на Олимпийские игры в Бразилию, и на следующий чемпионат по водным видам спорта в Будапеште... И моя мама, конечно.
- Она тоже очень эмоциональная болельщица?
- Да, но, может, не настолько, как папа. Она более тихая и спокойная. Думаю, у папы заряд эмоций на всю семью.
- Какая гармоничная пара у ваших родителей.
- Да, именно! Это то, что я как раз хотел сказать.
- Вы сами поддерживаете своих товарищей по команде на трибунах, когда есть такая возможность?
- Да, конечно. Мы все хорошие друзья, с Кэмероном ван дер Бургом мы давно тренируемся и отлично общаемся. Мы все с нетерпением ждем предстоящих Игр, уверен, это будет еще одна потрясающая Олимпиада. Не только для меня, но и для всей нашей национальной команды.
Источник: http://rsport.ru/interview/20150811/853459523.html