Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Терри Лафлин. Взаимоотношения тренера и родителей.

Давайте рассмотрим взаимоотношения тренер-родитель с точки зрения тренера.

Не могу отрицать, что небольшой процент тренеров становятся тренерами из-за желания потешить свое гипертрофированное эго, из-за стремления командовать и видеть, как эти команды исполняются. Такие люди очень деспотичны, авторитарны, и с ними безумно трудно общаться. Есть и другие тренеры – они достаточно разумны в начале, но жесткие отношения с родителями приводят их к следующей манере общения: «Или будет по-моему, или скатертью дорога!».

Однако для большинства тренеров, по-настоящему разумных и ответственных, тренерство становится смыслом жизни.

Быть тренером означает возможность работать с детьми, которые четко сориентированы на какую-то определенную цель - это так называемые «сливки» молодого поколения. Это и возможность в конечном итоге видеть результаты своего труда с детьми, в которых ты вкладываешь свою душу, свои знания и умения, свой жизненный опыт.

Но, чтобы заслужить такую возможность ты должен долго и упорно работать, получая гораздо меньшее вознаграждение, чем ты мог бы получить, например, в бизнесе. Тренер – он одиночка, потому что большую часть времени своей взрослой жизни он проводит с детьми. Многие тренеры избегают дружеских отношений с родителями, т.к. боятся обвинений в предвзятости отношений к разным группам детей. Если у тренера есть семья, он проводит больше времени с чужими детьми, чем со своими.

Вы можете проникнуться, как например это случилось со мной, чувством высокой миссии, которая на вас возложена и от которой вы получаете удовольствие и удовлетворение. Вы думаете, что этого нет в других профессиях. При этом те камни, которые летят в ваш адрес от неудовлетворенных родителей, кажется вам особенно обидными и несправедливыми в свете вашей жертвенности и фанатичного отношения к работе, которые заслуживают, с вашей точки зрения, только почета и уважения. Для многих тренеров эти камни складываются в надгробную плиту на их деятельности, и хорошие опытные тренеры уходят из профессии, меняя ее на более комфортную. Их заменяют молодые тренеры, которым недостает зрелости, мудрости и которые не видят перспектив в своей работе.

Что можно с этим сделать? Как создать по-настоящему достойные и взаимовыгодные доверительные отношения между тренером и родителями?

Первым шагом в этой ситуации, как для тренера, так и для родителей, является обоюдное соглашение, что целью всей программы тренировок является всестороннее развитие личностного потенциала ребенка. Вторым шагом для родителей может быть честное признание, что тренер делает все возможное для достижения этой цели.

В этом случае исчезнет мелочная критика действия тренера в спорных вопросах, таких, например, как, кому участвовать в соревнованиях или кто войдет в состав эстафеты, потому что осознание общей цели сведет на нет желания выяснять отношения.

Возможно, для этого необходимо просто заключить контракт между тренером и родителями в качестве начинания их сотрудничества. В этом контракте я бы хотел видеть следующие обязательства тренера и родителей:

(1) Я как тренер обязуюсь всеми силами действовать в интересах ребенка. Я как родитель признаю, что наши интересы в достижении общей цели совпадают, и доверяю тренеру, хотя наши взгляды на способы достижения цели иногда могут не совпадать.

(2) Я как тренер обязуюсь поддерживать тонкую грань равновесия между интересами отдельно взятого ребенка и команды. Я как родитель признаю, что если в некоторых случаях интересы моего ребенка подчинены интересам команды, то в конечном итоге воспитание командного духа компенсирует некоторые временные трудности и неудобства для моего ребенка.

(3) Я как тренер обязуюсь всегда честно и открыто общаться с родителями, прислушиваться к их разумным претензиям и возникающим проблемам. Я как родитель признаю возможность тренера прямо обсуждать со мной все проблемы, исходя из наших общих интересов, в любое удобное для нас обоих время. Я как родитель обязуюсь не обсуждать результаты наших разговоров с третьими лицами.

(4) Я как тренер обязуюсь предоставить ребенку целый спектр тренировок, способствующий накоплению опыта. Этот опыт может быть разного свойства – легко приобретаемым и приносящим удовлетворение или требующим огромного напряжения и обескураживающим, но наличие его будет способствовать соответствующему отношению детей к различным жизненным ситуациям. Дети должны уметь выигрывать и проигрывать. Я как родитель обязуюсь разрешать своему ребенку получать такой опыт и не вмешиваться в этот процесс, защищая или изолируя ребенка от тренировок, которые в некоторые моменты могут показаться негативными и не дающими ожидаемого результата.

(5) Я как тренер обязуюсь признавать свои недостатки, свое несовершенство, свою, если хотите, человеческую слабость, которые могут не позволить мне иногда быть последовательным и честным в отношениях с командой. Вы как родитель обязуетесь быть снисходительны к некоторым к моим отдельным поступкам, с которыми Вы не вполне согласны, но которые служат достижению нашей общей цели – помочь ребенку вырасти сильным, уверенным в себе адекватным человеком.

Лучшая аналогия, которую я могу привести, говоря о работе тренера – это выпечка пирога. Возьмите отдельные ингредиенты – муку, разрыхлитель, соду. Попробуйте лизнуть все это по отдельности во время приготовления – невкусно, правда? А теперь с любовью смешайте все ингредиенты, поставьте в хорошо разогретую духовку на нужное количество минут и получите восхитительный результат. То же самое можно сказать и о действиях тренера.

Возьмите отдельного ребенка, постоянно ищущего приключений на свою голову, поместите его в корректирующую группу, устно дисциплинируйте его, принимая иногда трудные и субъективные действия по отношению к нему, или дайте ему временно вкусить горький вкус некомфортности тренировок. Как вы понимаете, все это может возмутить родителей и вывести их из душевного равновесия.

А теперь посмотрите на этот процесс с точки зрения континуума и совокупности, связанных между собой действий: все отрицательные моменты, перемежающиеся, однако, поощрениями и одобрениями, поздравлениями с достигнутыми результатами, приводят к тому, что ребенок взрослеет и, в конечном итоге, становится лучше, мудрее и адекватнее.

Лучший совет, который я могу дать родителям – воспринимайте каждую тренировку с точки зрения поддержки действий тренера и его методов и откажитесь от критики действий тренера вне контекста его отношений и взаимодействий с ребенком.

Напечатано в Swimming World Magazine за июль 1989.

Фото. http://www.hdkartinki.ru


Нет комментариев
Добавить комментарий