Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Хвалить за талант или за старание?

ДЭН МАККАРТИ – КОНСУЛЬТАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ США ПО ВОПРОСАМ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ.

В прошлом апреле Кэрол Двэк, доктор наук в области социальной и развивающей психологии, профессор Стэнфордского университета и автор упомянутого в заглавии исследования сделала доклад на конференции тренеров национальной сборной команды в Колорадо Спрингс. В соответствии с ее теорией от того, за что мы хвалим юных спортсменов, зависит уровень их самосознания. Это влияние может быть как позитивным – и тогда вырабатывается развивающееся самосознание, и негативным – уровень самосознания становится фиксированным, он не растет и не развивается.

Родители и тренеры могут способствовать росту самосознания спортсменов, высоко оценивая не их ум и физические данные, а их работу, усилия, правильную тактику и настойчивость в достижении цели.

Фиксированное самосознание
Если все время хвалить юного спортсмена за его достижения, это может привести к тому, что он перестанет стремиться использовать свой потенциал на полную катушку, даже если он при этом очень талантлив. Кэрол Двэк считает, что благие намерения и тенденция 90-х годов прошлого столетия хвалить детей за их успехи нанесла ощутимый вред самооценке детей. Взрослые, которые постоянно хвалили детей за то, какие они умные или за то, что они хорошо учатся и получают высокие оценки, привели к фиксации самосознания ребенка. С фиксированным самосознанием ребенок постоянно боится сделать ошибку и заслужить неодобрение взрослых; он старается избегать делать умственные или физические упражнения, в которых он не достиг совершенства.

Развивающееся самосознание
Наиболее продуктивным для долговременного развития самосознания детей Кэрол Двэк считает высокую оценку того труда, который юный спортсмен вложил для достижения своей цели, того усилия, которое он сделал, чтобы пройти самую трудную, почти что критическую точку на своей дистанции. Ученики и спортсмены с развивающимся уровнем самосознания учатся ценить сам процесс совершенствования и накопления опыта и не зацикливаются на количестве набранных очков или на результате.

По мнению Кэрол Двэк, дети с развивающимся уровнем самосознания привыкают трудиться и пользоваться советами, которые помогают им самосовершенствоваться. Даже если у них не все получается, и они время от времени терпят неудачу, дети с развивающимся самосознанием не останавливаются и продолжают больше работать, что, естественно, приводит их к успеху.

Источник: www.usaswimming.ru

Перевод Галины Павленко.

Нет комментариев
Добавить комментарий